Рецензии: Безумный Макс: Дорога ярости
Последний фильм о Безумном Максе произвел огромное влияние на масс-культуру: огромное количество мемов и демотиваторов (и мотиваторов) как в интернете, как и в реальном пространстве, и комикс даже уже нарисовали. Это говорит об огромном успехе, притом, заслуженном. Однако, некоторые, все же, выступили с критикой: в основном, критиковали за то, что мало диалогов, зато много экшна. А что вы хотели? Таким и должен быть фильм про героя-одиночку (которым Безумный Макс, в принципе, и является), пытающегося выжить в постапокалиптическом мире. Для диалогов есть другие фильмы. Однако, помимо этого, многие заявили, что фильм – профеминистский. Я сначала тоже так подумал, но, немного поразмыслив, пришел к выводу, что таки нет, - даже несмотря на феминистку Ив Энслер и Шарлиз Терон. А, посему, предлагаю почитать мою рецензию.
Фильм мне понравился, хотя он, по большому счету, и не про Макса, - Макс там, все-таки, больше на подтанцовках. Понравились и декорации, и общая эстетика фильма, дизайн машин, костюмов и оружия. Понравилось то, как изобразили постапокалиптический мир, - никаких пригламуренных и прилизанных Джонов Конноров и Кайлов Ривзов, как в последнем «Терминаторе», которые неведомым образом умудряются на опустошенной ядерным оружием Земле, кишащей боевыми роботами, желающими их убить, выглядеть как качки из фитнесс-клубов и менеджеры среднего класса, - в условиях радиации и недоедания. Нет, тут с этим порядок. Тема жизни после БП раскрыта.
Мальчики-зайчики
Помимо этого, сценаристы очень мудро поступили, взяв за прообраз «Воина дороги», - наиболее успешный из фильмов о Безумном Максе. Сцена абордажа фуры на полной скорости до боли напоминает аналогичную сцену из «Воина», - я, будучи поклонником франшизы о Безумном Максе, даже немного прослезился от ностальгии. А «главгад» (Главгад ли? Об этом ниже) фильма Несмертный Джо - точь-в-точь Лорд Гумункус, главный антагонист «Воина дороги»: такой же бугай в маске (правда, в респираторе, а не в хоккейной), обладающий достаточным умом, чтобы сплотить вокруг себя всех этих асоциальных элементов (правда, Гумункус – всего лишь предводитель крупной шайки, тогда как Джо – фактически, создатель новой цивилизации), даже личное оружие похоже (крупнокалиберный револьвер).
Джо! Джо! Несмертный Джо!
Кстати, любопытный момент, - в «Воине дороги» тоже есть проблески левачества: двое персонажей (правда, злодеи) являются явными гомосексуалистами, о чем напрямую не говорится (диалогов в «Воине» тоже мало), но всячески, не слабо так, намекается. Один из "голубков", правда, практически в начале убивается головой о бумеранг.
Фу, праативные!
Однако, перейдем к сюжету фильма. И так, все начинается с того, что Макс огребает, попадает в плен и теряет машину (вообще, Макс патологически огребает и теряет машину: теряет он ее и в «Воине дороги», и в «Под Куполом грома», и в недавно вышедшей игре, в начале, - тоже теряет, - что же ты, Макс!). Макса отвозят в Цитадель – наикрупнейшее поселение в Пустоши, где железной рукой правит Несмертный Джо.
Эффективный менеджер
Властью своей Джо обязан, по большей части, подземному источнику воды, находящемуся под Цитаделью (а с водой в Пустоши – дефицит), воду эту он называет «Аква-Кола». Контролируя источник, Джо смог собрать вокруг себя людей и начать возрождать цивилизацию, - пусть и жестокую. А вы как хотели? Какой мир вокруг, такая и цивилизация! Джо выдумывает новую религию (схожую с древнескандинавской, - каста воинов в жестоком постапокалиптическом мире является наиважнейшей), провозглашая себя воплощением бога (как делали многие древние правители, а позже и средневековые короли, нарекающие себя помазанниками божьими), чтобы укрепить свою власть, - демократия в таких экстремальных условиях не столь эффективна, - она должна установиться потом, когда Эффективный менеджер все наладит. При этом, Джо – не тиран: судя по всему, более-менее здоровые дети (а, судя по фильму, в связи с радиацией, многие рождаются больными) отбираются (в Цитадели было много детей), и занимают место среди Воинов полураспада, - армии Джо, а также механиков, водителей и прочего персонала, - ведя весьма комфортную, по меркам творящегося вокруг хаоса, жизнь. Даже Накс, - один из главных героев, являясь простым водителем, имеет собственную «тушу», - Макса, от которого ему, больному из-за радиации, - переливают кровь. Дискриминация в Цитадели также чужда: женщина Фуриоса занимает высокое положение: она - одна из военачальников Джо, карлик-инвалид тоже имеет высокий социальный статус.
Помимо прочего, в условиях, когда большинство людей поражено радиацией и множество заболеваний (в т.ч. и наследственных, в т.ч. онкологических), Джо занимается восстановлением генофонда человечества, - евгеникой. Здоровые женщины отбираются от популяции и хранятся, как зеница ока, - за бронированной дверью, чтобы рожать от здоровых мужчин здоровых детей. Мера, абсолютно адекватная ситуации. Имеет ли доступ к каким-либо женщинам кто-нибудь, кроме Джо, - из фильма не ясно, хотя, скорее всего – имеет: народу у Цитадели проживает много, - значит, и баб много, в т.ч. и здоровых, - всем хватит. Да и без баб, в принципе, дел хватает, - и технику с оружием обслуживать надо, и «дикобразов» по Пустоши гонять. Однако, у этой всей идиллии есть существенный недостаток: держится она только на культе личности Несмертного Джо, а Джо стареет. Силы пока есть, но в любой момент могут подвести. Нужен наследник. Сын Джо Риксос, конечно, здоровый, и, вроде, и в военном деле понимает, но, к сожалению, умом, судя по всему, не вышел. А время идет, - времени все меньше. А тут еще и Фуриоса вспомнила старые обиды (ее ребенком похитили во время одного из рейдов) и решила бежать, захватив с собой женщин, которым этого самого наследника рожать. Тут-то все и завертелось.
Чем руководствуются Макс и Фуриоса? Скорее всего, простой местью, - Джо, все таки, хоть и эффективный менеджер, но крови им подпортил (причем, и в прямом смысле тоже). А тут еще и жены Джо, у которых от безделья мозги опухли: «Наши сыновья не будут Воителями!». Дуры, в постапокалиптическом мире Воитель – это самый высокий ранг, - как топ-менеджер транснациональной корпорации в наше время! Потому я всегда и говорю, что женщина должна работать. Кстати, интересно, а что Джо делал с дочерьми? Убивал? Не думаю. Использовал как жен? Тоже вряд ли, - умный мужик, должен знать, что инцест до добра не доведет. Хотя, это не важно.
Итак, Фуриоса, а позже и присоединившийся к ней Макс, едут в некие Зеленые земли Тысячи матерей. Накс также присоединяется к ним (вынужденно, - после провала во время абордажа фуры обратно в Цитадель ему путь заказан). Однако, земель никаких, как оказывается, нет. Вернее, есть, но они давно уже не зеленые. Почему? Потому, что те самые Тысяча матерей (которых, на самом деле, далеко не тысяча, и нет ни единого намека, что хоть одна из них является матерью) земли в адекватном состоянии поддерживать не смогли. Небось, как наши женщины, решили: «А чего это мы работать-то должны, мы же не служанки, и вообще, мы же рожаем!». В общем, просрали все полимеры. Пока мужчины, - такие, как Несмертный Джо, а также правители других поселений, - судя по всему, поменьше: Людоед и Главный Оружейник, занимались восстановлением цивилизации, причем, успешно, женщины (а поселение, видимо, было чисто женским, либо, скорее всего, мужчины были, но немного), имея гораздо лучше условия (зеленые земли, как никак, - могли бы и аграрную державу построить, - с экопродукцией в Пустоши также плохо, как и с «Аква-Колой»), - ничего и не создали. Чем занимались эти самые «матери», когда Макс с Фуриосой до них таки доехали? Разбоем, заманивая случайных путников голыми сиськами, убивая и грабя их.
Ну мне же сказали, что фильм будет профеминистким!
Что я хотел всем этим сказать? Возможно, фильм и задумывался как профеминистский, хотя, один из критиков заявил: «Я не увидел тут феминизма, - я увидел фильм, где показано, что женщина также способна стрелять и убивать людей, как и мужчина». Но, на деле, феминизма не получилось. Напротив, получился махровый маскулизм. Если кто еще не смотрел, - посмотрите. Не пожалеете. Более промаскулистский фильм надо еще поискать. Запомните меня!