Мужское одиночество: темный попутчик
Приветствую, друзья.
На этот раз я хотел бы поговорить о мужской депрессии, самоубийствах и вредоносной модели маскулинности, которая навязывается мужчинам, разрушая их волю к жизни.
Причины самоубийств привыкли искать на поверхности: в физическом и психическом здоровье, в социальном окружении и семье. Однако в этом вопросе важным может быть не то, что мы видим, а то, чего не замечаем. Внимание многих людей привлекло самоубийство актера Робина Уильямса: человек, который тронул сердца миллионов, у которого, как нам казалось, было все, что можно пожелать, закончил свою жизнь в петле.
Можно долго рассуждать, что стало тому причиной, но неоспоримым фактом является то, что самоубийство – одна из ведущих причин мужской смертности. Тенденция постоянного роста количества мужских самоубийств за последние десятилетия должна вызывать тревогу у общества. Однако не вызывает. Мужчины, покончившие с собой, как будто становятся невидимками в демографической статистике. Казалось бы, когда самоубийства превышают по числу ДТП со смертельным исходом, проблема становится очевидной и ее невозможно не воспринимать всерьез.
Однако, именно так и обстоят дела. Невозможно воспринять всерьез то, о чем никогда не говорят в открытую. Состояние мужского здоровья в целом – это неудобная правда, которую люди привыкли обходить стороной и замалчивать. Любые попытки привлечь внимание к истинным причинам мужских самоубийств игнорируются. Как сказал однажды Уоррен Фаррелл: “Мы не можем услышать то, о чем молчат мужчины”. Мужчины не привыкли просить о помощи из страха быть высмеянными и отвергнутыми обществом.
Мужские самоубийства – одна из тем, которую игнорируют по принципу “я этого не вижу, значит этого нет”. Однако мужчины не просто совершают самоубийства, они выбирают самые жестокие способы ухода из жизни: застрелиться из ружья, прыгнуть под поезд и т.д. Как же нужно мужчине ненавидеть себя, чтобы с такой изощренной жестокостью избирать себе способ ухода из жизни? С постановки такого вопроса следовало бы начать поиск причин мужской суицидальности. Однако это будет означать признание мужчины как человека и личности, что обществу очень неудобно.
У нас нет ответа на вопросы, потому что вопросы никто не задает вслух. Если бы мы знали, что мужская суицидальность формируется с детства, то можно было бы отследить причины. Когда мужчина однажды просыпается с чувством полной безысходности, готовый спрыгнуть с моста, это происходит не внезапно и не беспричинно. К решению покончить с собой его подталкивают долгие годы болезненного опыта, сильнейшего общественного давления и завышенных социальных ожиданий.
Бывает, что за пару месяцев до самоубийства мужчина идет к врачу-терапевту и рассказывает ему о проблемах со здоровьем. Однако мужчины в основном рассказывают врачу о здоровье физическом, чаще умалчивая о психологических проблемах. Таким образом мужчины порой просят о помощи, но делают это по-своему. А мы в ответ не дает им возможности высказаться, боимся задавать нужные вопросы, думаем, что все решится само собой. А порой, и того хуже, начинаем стыдить мужчин за обращение за помощью.
Вот мужчина пришел к доктору, рассказал ему о проблемах со здоровьем, возможно упомянул о переутомлении на работе. Его начинают расспрашивать: “хорошо ли вы спите?”, “как питаетесь?”, “выпиваете или принимаете наркотики?”. А дальше ему зададут стандартные вопросы – такие задают и женщинам, чтобы определить, не страдает ли он от депрессии. Если вы представите мужские эмоции в виде заключенного, который бьется головой о стену, отчаявшись выбраться из камеры, то вы отчасти поймете, настолько сложно мужчинам признаться в депрессии и попросить о помощи.
Разумеется, государство и не помышляет о том, что для мужчин следует разработать отдельную программу по лечению депрессии и предотвращению самоубийств. К тому же для разработки такой программы нужно руководствоваться данными исследований о причинах мужских самоубийств, а таких данных просто нет, ведь никто это явление всерьез не изучает.
Наркотики, алкоголь и другие способы бегства от реальности, к которым мужчины прибегают – это индикаторы, которые свидетельствуют об их тяжелом положении. Однако никто по-прежнему не задается вопросом: почему мужчины делают это, что же заставляет их бежать от реальности? На мужчин привыкли показывать пальцем в знак укора их вредным пристрастиям, но никто не спросит: в чем же причина?
Почему мужчинам так сложно рассказывать о своих моральных страданиях и эмоциональной боли? Дело в том, что мужчине с детства прививаются чувства вины и стыда, которые надолго закрепляются в психике. Из страха показаться недостаточно мужественным мужчина часто замалчивает свои проблемы со здоровьем как физическим, так и психическим. Настолько велико количество нападок и претензий к мужчине со стороны общества, что он просто теряется в паутине лжи, которой его оплетают, и утрачивает собственное “Я” . Ему остается только принять навязанную роль ломовой лошади, так как в другой роли он себя просто не видит.
Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, мужчинам пора научиться принимать себя такими, какие они есть, а не такими, какими хотят их видеть женщины и общество.
Как это сделать? Не поддавайтесь на попытки привить вам чувство вины и стыда, ведь именно на чувстве стыда основано множество манипуляции с мужским сознанием. Избавьтесь от потребности в общественном одобрении – и вы станете свободнее. Помогайте друзьям-мужчинам, страдающим от депрессии – и ваша помощь может стать терапией лучшей, чем любые лекарства. Врачей, к которым мужчины обращаются, мало волнуют причины их болезненного состояния — им хочется поскорее выписать рецепт и отмахнуться. Неприятная правда в том, что государству, как и женщинам, плевать на мужчин.
Никто не поможет нам, кроме нас самих.
Перевел: Omikron
Источник mghow.ru
|