Современная кадровая система и те, кто в этой системе принимает решения
Начну свою дебютную статью на этом сайте с краткого резюме о себе. Я являюсь отцом трех детей, сравнительно удачно женат (если сравнивать со всем тем ужасом, который вокруг происходит), руковожу несколькими компаниями в сфере оптовой торговли и строительства. За всю бытность своей рабочей практики я неоднократно обращал и обращаю внимание на ужасающие матриархальные перегибы как в кадровой политике российской деловой сферы, так и во всей российской общественной системе. Так что та тема, которую вы поднимаете на страницах этого интернет-журнала, не просто важна, а архиактуальна для нашего общества. Речь пойдет сегодня о работе, об особенностях приема на работу в России и о постсоветско-матриархальной системе кадрового потреблятства. Эти термины я подробнейшим образом раскрою в статье.
Мои компании построены в первую очередь на принципе гибкости стратегии, исключительной функциональности и гармоничного распределения ролей и задач между сотрудниками и фрилансерами. Для меня важен результат, а результат не может быть достигнут без проб и ошибок. Поэтому когда я нанимаю людей себе в компании, я руководствуюсь прежде всего их возможностями проявить себя в разных сферах деятельности. У меня может работать человек на двух-трех должностях сразу. Учитываются все возможные его таланты, дается зеленый свет всем возможным планам и задумкам. На выходе я имею большую креативную команду, которой чужды страхи, предубеждения и снобизм. И все это возможно исключительно благодаря тому, что у меня отсутствует современный «институт» кадровой политики, сформировавшийся еще со времен СССР и приправленный западной глобалистической мутью.
Из-за современного кадрового стандарта наша страна гибнет. Мы штампуем и приглашаем в уютные офисы десятки миллионов девочек с дипломами или без, для которых уже автоматом заказано теплое местечко в наших отнюдь не резиновых трудовых рядах. Девочки эти, совсем недавно отучившись за родительские деньги в институтах, приходят в офисы на волне собственной исключительности и самолюбования. Мы совсем не заметили тот печальный факт, что на основе этой бездумной и безмозглой напыщенной уверенности построен фундамент всей системы взаимодействия гуманитарных, административных и социальных сфер нашего общества. По сути безмозглое «а ля богиня» поведение таких девочек для России стало гарантом успешности, продвижения по карьерной лестнице и примером для подражания.
Отдельного абзаца заслуживают многочисленные «специалисты по кадрам», на 99% состоящие из вчерашних институтских девочек, для которых основой успеха работы в компании является исключительно внешний вид, личная симпатия к кандидату, его умение говорить определенные фразы, которые нравятся лично ей, а также четкое инструкционное совпадение каждого из соискателей с теми образами и пунктиками, которые она когда-то видела или читала в книжках по психологии. К слову сказать, эти книжки написаны такими же вчерашними кадровичками. В результате никакого творчества, никакой импровизации, никаких нестандартностей! Только тупой шаблон и личные симпатии. Это сегодня можно увидеть в каждом офисе, на каждом заводе, в административных кабинетах. Вчерашним девочкам-кадровичкам и иже с ними психологиням в легкую допускается допуск к секретке, возможность общаться с первыми лицами, им списывается со счетов любая фамильярность в общении с начальством, а их личные ошибки становятся примером легких шуток, направленных на то, чтобы скрасить этим девочкам «титаническую» работу в условиях теплых комфортных офисов. Именно поэтому я никогда и ни при каких условиях не пользовался и не пользуюсь услугами «кадровичек», впрочем как и «кадровиков». Мне их па заменяет собственный жизненный опыт, советы успешных сотрудников, для которых я всегда открыт, а также непосредственно адекватные цели и задачи. Какой смысл кормить дармоедку из института, которая еще не знает жизни, но уже пытается влиять на будущее моей компании?
Это моя первая статья здесь, возможно она слишком эмоциональна. Но я постараюсь перейти к конкретике, показав основные критерии бабского кадрового отбора, которому подчинена трудовая система России на 98%. Я собрал эти данные на основе многолетнего опыта, а также опыта моих коллег-управленцев, многие из которых постепенно отказываются от кадровой системы и всей прочей сопутствующей мути.
1.«Статус». Баба-кадровик, выросшая на бабских кадровических книжках, в первую очередь ориентируется на «статус». В ее представлении «статус» - это не личные профессиональные качества, не заслуги на прошлой работе, не стремления и мотивация, а прежде всего внешний вид, возможные влиятельные знакомые и соответствие собственной системе ценностей. Статус определяется «цацками»: часами, желательно брендовых марок, дорогим костюмом, дорогими духами, прочими изысканными аксессуарами. Порой все это может даже украсить явный тупой взор на недалекой роже, став основным стимулом приема на работу.
2.«Личное отношение к кадровичке». Это может быть что угодно, главное попасть в цель, поймать настроение, услышать ее хотелки, поставить на стол локти так, как она любит или так, как она обычно представляет позу мужчины своей мечты. Это может быть также и просто конфета, вовремя предложенная ей во время собеседования, нежные фразы, или же вовсе наоборот, грубый и брутальный настрой. Каждая женщина искренне верит в то, что нового сотрудника нужно принимать "душой", а что под этим словом конкретно подразумевается - неизвестно.
3.«Четкие и выверенные шаблоны правильности» Для бабы-кадровички основой правильности работы является полученная ею священная инструкция по модным книжкам по психологии и кадровой политике, на базе которой и строится основа ее профессионализма. Ну тут, конечно же, важны еще советы «бывалых» кадровичек, и их, как правило, страхи, боязни, сплетни и прочее-прочее.
4.«Рекомендации от статусных людей» Под статусностью подразумевается в первую очередь их известность, при этом совершенно не принимаются в расчет возможные личные взаимоотношения, профессиональные контакты и роль соискателя в этих контактах. Профессионализм – ничто, статус и известность – все!
5.«Постоянный страх как бы чего не вышло». Страхи типа «как бы чего не вышло» и «что люди подумают?» присущи каждой бабе. На уровне специалиста по кадрам они всплывают особенно рельефно. Любые возможные конфликты соискателя на прошлой или позапрошлой работах окажут на бабу сильное негативное впечатления. Именно поэтому баба-кадровик будет склонна выбрать «милую и пушистую» девочку, не имеющую опыта, нежели чем опытного сотрудника со своими устоявшимися ценностями.
Подведем итог всех пяти вышеперечисленных пунктов. Итак, все возможные внутренние личностные особенности, которые не попадают в рабочий шаблон, кадровичка отметет. Таланты и способности будут просто не поняты. Напротив, всяческие инфантильные личности, стремящиеся с помощью своих цацок и понтов произвести впечатление на кадровичку, будут рекомендованы как ценные сотрудники. А в связи с тем, что кадровички склонны окружать себя подругами на работе, из большого числа соискателей будут выбраны прежде всего «милые и пушистые» девочки с дипломом и без, и чаще всего какого-либо необходимого опыта.
Толпы дармоедок и всяческих топ-руководительниц, не умеющих порой обращаться с компьютером и и даже собственным языком, вот что мы имеем сегодня.. Но это лишь вершина айсберга. Основное его тело заключается в тотальном непрофессионализме, отсутствию притока креативных и талантливых людей в российские компании. Следствием этого является также отсутствие какого-либо экономического и производственного роста в нашей стране. Всюду сидят вечно ошибающиеся, но очень гордые «девочки», которых лелеют, оберегают и всячески создают им зеленый свет.
Ну а действительно ценные сотрудники, с высокой мотивацией, с умениями и талантами, с нестандартным и прогрессивным мышлением – все они уходят в утиль, им приходится работать на непрестижных работах, спиваться, опускаться, рушить свой потенциал и стопорить собственную мотивацию. Уверен, что каждый из читателей сталкивался с вышеперечисленными проблемами либо в собственной жизни, либо сам наблюдал такое со стороны неоднократно.
Нужно менять эту систему. Пока не поздно. Тем более в кризис. Если вы является руководителем или учредителем какой-либо компании, то не стоит принимать на такую ключевую должность как «менеджер по кадрам» психолога-кадровичку. А еще лучше самому заменить ее сомнительный труд на собственный опыт, выстроив заранее тщательно выверенную стратегию.