Проклятая чахотка
(В ПОДДЕРЖКУ АКЦИИ #БУДЬЗДОРОВ)
Эта болезнь известна, пожалуй, столько, сколько существует человечество. Первые обширные её описания оставил такой «зубр» средневековой медицины, как Абу Али ибн-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина (Авиценна). В своем знаменитом «Каноне врачебной науки» он с максимально возможной для того времени точностью отобразил основные клинические признаки этого заболевания: кашель, мокроту, кровохарканье, истощение. И он же допустил огромную ошибку, которую учёные всего мира пронесли через века: вплоть до первой половины XX века признанные корифеи медицины на полном серьёзе считали заболевание наследственным. И неудивительно – от него вымирали целыми семьями. До него ни одно европейское светило не оставило столь яркого и красочного описания симптоматики недуга.
В нашем Отечестве эту болезнь даже в сугубо научных трудах назвали известным словом «чахотка». Вероятно, слово произошло от звука «чах-чах-чах», напоминающего кашель больного. О ней писали и нередко «заражали» своих героев Достоевский, Белинский, Чехов, Горький и прочие. Кстати, мать Пешкова-Горького, Каширина Варвара Васильевна, умерла как раз от чахотки. «Совсем съела меня проклятая чахотка!» - жаловался слушателям умирающий старик, «бледный и худой так, что даже кости были видны сквозь рубаху» в романе «Жизнь Клима Самгина»
«Бледный» чахоточный вид одно время был в моде у тогдашних ОЖП-шек. Дамочки пили уксус для придания коже «томной бледности», затягивались в корсет так, то буквально не могли дышать и даже закапывали в глаза концентрированный отвар беладонны для придания глазам лихорадочного блеска.
Да-да, именно об этой самой болезни я и говорю.
23 года назад, в 1993-м, произошло событие, которое «широко известно в узких кругах». По инициативе генерального директора ВОЗ доктора Хироси Накадзима 24 марта каждого года стали называть Днем борьбы с туберкулёзом. Именно в этот день, в 1882 году, Роберт Кох объявил об открытии возбудителя.
Эта инициатива связана с тем, что как раз в 1993 году туберкулёз стал ни много ни мало глобальной проблемой всемирного здравоохранения. Заболеваемость пугающе растет год от года. Даже в благополучной старушке Европе запущенные формы туберкулёза стали вполне обычным явлением.
А ведь во второй половине 80-х годов XX столетия создалось впечатление, что профессия фтизиатра со дня на день канет в Лету и армии борцов с чахоткой придётся искать новую работу. Именно тогда многие сменили вывеску «кафедра туберкулёза» на «фтизиопульмонология». Еще каких-то 30-35 лет назад студентам-медикам не могли продемонстрировать пациентов с фиброзной, фиброзно-кавернозной или цирротической формами туберкулёза за отсутствием таковых! А сейчас – пожалуйста, как на заказ…
С середины 90-х годов туберкулёз вновь стал проблемой по всему миру. Стало ясно, что со списанием этой болезни в архив поторопились. Туберкулёз преобразился и отбросил нас в прошлый век по многим своим проявлениям. Обширные и скоротечные процессы в лёгких, а также поражения костей, мочеполовой и нервной систем, глаз, лимфатических узлов, нервной системы стали встречаться всё чаще.
В России заболеваемость туберкулёзом (далее буду его именовать принятым у врачей сокращением – ТВС) резко подскочила (я бы даже сказал – взлетела) аккурат после не к ночи будь помянутой перестройки. Кривые графиков медицинской статистики неутешительно росли все 90-е годы и все 2000-е. Правда, в 2011-2014 годах судя по официальным данным, взятым отсюда, отсюда и отсюда, ситуация несколько улучшилась. Автор, сам не чуждый медицине, отчего-то не верит бравурной официальной цифири. Такой уж я недоверивй. Видимо, оттого, что не понаслышке знаю о некоторых методах статистической фальсификации (тихо, тихо, не надо в меня гнилыми помидорами пулять – сам я к большой статистике не допущен, просто в силу любознательности где не надо знаю чего не следует).
На Украине ВОЗ признала наличие настоящей эпидемии еще в 1995 году.
Но страшно даже не это. Россия может смело назвать себя родоначальником доселе неведомой формы ТВС, которая не поддается лечению привычными препаратами. Когда распался СССР с его, надо отметить, прекрасно поставленной фтизиатрической службой, начались перебои с поставкой противотуберкулёзных препаратов. Больных стали лечить одними и теми же медикаментами непрерывно и у возбудителя сформировалась нечувствительность к ним. Да и сейчас, когда большинство бед и проблем «лихих 90-х» вроде бы миновало, в качестве средств первичной химиопрофилактики в богатейшей ресурсами стране мира до сих применяются такие музейные экспонаты как тубазид, фтивазид, ПАСК и прочее старьё. В самых запущенных случаях эта древность идет как средство не только стартовой, но и базовой терапии острых форм ТВС. На эту рухлядь палочка Коха, если так можно выразиться про микроба, давно и прочно чихать хотела…
Палочка эта, надо сказать, вреднющая. Мало того, что живучая (способна выдержать даже глубокую заморозку, а в высохших капельках мокроты, сохранившихся в пыли, живет до полугода), так еще и выделяется во внешнюю среду в гигантских количествах. Так, один больной-бактериовыделитель способен за полгода заразить до 20 человек.
ТВС недаром называют социальным заболеванием. Когда нужно узнать про качество жизни в той или иной стране, то достаточно взять статистику заболеваемости ТВС и она вам скажет все, что надо лучше всевозможных бравурных правительственных отчетов. Неудивительно, что огромное количество заболевших выявляется среди заключенных, наркоманов, алкоголиков, бомжей, безработных и прочей подобной публики. А кто составляет подавляющую часть этого контингента? Правильно – мужчины. В силу печально известных причин. Кто зачастую живёт в таких хлевах, в которых иной хозяин скотину постесняется держать? Мужчины и далеко не всегда по своей вине. Кто работает на вредных и опасных производствах в атмосфере пыли и потом страдает всевозможнми разновидностями пневмокониозов (хронические пылевые профессиональные заболевания лёгких)? И тут мужчины. Есть еще так называемые медицинские группы риска: больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хроническими воспалительными заболеваниями бронхолегочной системы и прочее. Мужчины и тут «впереди планеты всей». Вот и получается, что заболеваемость мужчин на 10-15% выше, чем заболеваемость женщин. Но это опять же официально. То есть цифру можно смело изменять в сторону повышения.
В студенческие годы, проходя практику в стационарных отделениях тубдиспансеров, я обратил внимание на то, что если мужские палаты там нередко переполнены, то пациентки, лежащие в женских, живут там, как королевы – по трое-четверо в восьмиместной. Я по молодости лет тогда особо не интересовался глубинными причинами сего явления, привычно списывая всё на «ну чего тут особенного, ведь именно мужчины пьют, куролесят да сидят на нарах». Ведь авторитетнейшие для нас, молодой зелени, профессора да доценты именно так и говорили! И никто из этих учёных (серьезно!) людей даже не удосужился задуматься – а отчего же именно мужчины, которые по идее «сильный пол»…
Не стоит думать, камрады, что если вы не бомж, не нарик, не алкаш и не зек, то вас минует чаша сия. Сообщу вам страшное и неприятное известие: ТВС сейчас стало заразиться проще, чем гриппом. Так как грипп все же заболевание простудное и диагностируется как правило зимой. А ТВС круглогодично. Сейчас полным-полно так называемого «ТВС миллионеров», когда во вполне благополучных, богатых и обеспеченных семьях болезнь обнаруживается у всех членов семьи. Свою лепту вносит общее ослабление иммунитета всего населения.
Фтизиатров уже не удивить, когда у конкретного человека болезнь выявляется в самой что ни на есть цветущей стадии со всеми сопутствующими прелестями: кровавой мокротой, разрушающимися легкими, истощением и прочим. К тому времени пациент уже успевает перезаразить черт знает сколько народу. Лечить такого весьма и весьма проблематично, исход неясен и в лучшем случае заканчивается инвалидностью. Почему так происходит, я как мог более доходчиво объяснил в своей статье "Терпеливый мужчина".
Как и любое заболевание, чем скорее ТВС выявишь, тем быстрее и легче его можно вылечить. Конечно, это не простуда, чтобы с ходу вот так легко поставить диагноз. Ни один мало-мальски уважающий себя врач не скажет вам после первого осмотра: «У вас ТВС». Рядовой человек вряд ли заподозрит его у себя. Тем более, что проявления его первичных форм весьма и весьма многогранны.
Но стоит озаботиться сим вопросом, если у вас:
1. Длительно сохраняющаяся утомляемость, не проходящая даже после полноценного отдыха, апатия, падение работоспособности;
2. Постоянно повышенная температура тела (как правило, около 37-37,5);
3. Ночная потливость;
4. Частые и необъяснимые головные боли;
5. Сердцебиение;
6. Снижение аппетита, необъяснимая потеря веса;
7. Постоянный кашель, усиливающийся в ночное время. Правда, этот признак малоинформативен у людей с хроническими заболеваниями легких. Но внимательный человек всегда заметит, что привычный кашель стал более сильным, более грубым, более мучительным;
8. При вовлечении в патологический процесс плевры могут возникнуть боли в груди, усиливающиеся при дыхании;
Если вы наблюдаете у себя хотя бы четыре вышеперечисленных признака, то это повод обратиться за помощью. Конечно, если они есть, даже все восемь, то это пока ничего не значит. Похожие симптомы могут наблюдаться при самых различных заболеваниях. Но как я всегда люблю говорить: лучше ошибиться и поставить пневмонию, чем констатировать смерть от насморка, осложнившегося менингитом.
Нередко первичный ТВС маскируется под тяжелое ОРЗ. После кажущегося выздоровления наличествуют остаточные явления перенесенного заболевания. Если они сохраняются свыше 3 недель, а тем паче прогрессируют, то вам прямая дорога к фтизиатру. Важно отметить, что болезнь может привязаться из-за общего ослабления иммунитета при обыкновенном ОРЗ, которое мужчины нередко переносят на ногах, появляясь в общественных местах. Ведь им нужно «семью кормить»…
Итак, вам провели необходимые процедуры и поставили диагноз. Что делать? Во-первых, не паниковать. Не бояться, что вы заразите своих домочадцев и других людей, с которыми близко общаетесь. Выделение палочки Коха происходит при вовлечении в процесс легочной ткани, когда она начинает разрушаться и ее остатки выделяются наружу с мокротой. А пока этого не произошло, первый удар на себя принимают внутригрудные лимфоузлы. Вот тут-то и важно задержать и по возможности искоренить эту гадость!
Ну и во-вторых – выполнять назначения врача, вовремя посещать его и проходить все положенные процедуры. Лечение, конечно, будет неприятным и затратным. В рамках бесплатной программы вам не предложат ничего серьезнее старья вроде тубазида, о котором уже было сказано. Сейчас есть множество импортных и отечественных противотуберкулезных препаратов, изготовленных по последнему слову фармакологии. Конечно, они дорого стоят. Конечно, к ним прилагается куча корректоров для предупреждения побочных эффектов, которые у столь агрессивных медикаментов весьма выражены. Это и расстройства желудочно-кишечного тракта, и нарушение деятельности печени и почек, возможно развитие лекарственной анемии и прочих неприятностей. Все это можно минимизировать, если не забывать совместно со специфическими противотуберкулёзными препаратами принимать сопутствующие, которые к ТВС вроде бы отношения не имеют. Тем более, что все последствия приема лекарств при правильном подходе к ним легко обратимы и быстро проходят, стоит только уменьшить дозировку базовых медикаментов.
Всем известно такое исследование как флюорография. Что это такое? Это то же самое рентгенологическое обследование органов грудной клетки, только проведенное при помощи специального оборудования с низкой дозой облучения. Получается маленький снимок, который врач-рентгенолог рассматривает в специальный увеличительный аппарат, похожий на микроскоп, только большой. Его обычно делают один раз в год, но по-моему уже пора его по два раза делать, так быстро растет заболеваемость. Флюорограмма в силу малой информативности не скажет про наличие ТВС, а только укажет наличие каких-либо подозрительных изменений. В этом случае человека направляют на обзорную рентгенографию. Только после нее можно сказать что-то более-менее конкретное. Обычно ее проводят один раз в год, но некоторым категориям чаще: раз в полгода или даже раз в три месяца.
Кроме многочисленных лёгочных форм ТВС существуют внелегочные: костно-суставная, кожная, туберкулёз глаз, туберкулёзный менингит и прочие. Но это реже.
Итак, резюмируя вышесказанное, хочу отметить следующее. В связи с большой распространенностью этой болячки никто не может с уверенностью сказать, что у кого-кого, а уж у него этого точно не будет, так как он не зек, не бомж и не алкаш. Опасности подвержены все, разве что кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому не стоит пренебрегать простейшими профилактическими мерами, доступными всем: заботиться о своем здоровье, не уклоняться от прохождения флюорографии и обращать побольше внимания на свое здоровье, чутко откликаясь на каждый признак неполадки в своем организме. Ну и, разумеется, не думать, что интернет знает все. В интернете в связи с его доступностью имеют возможность писать все и всё, что угодно, даже люди с диаметрально противоположными взглядами на одни и те же вещи.