...
Посмотреть изображение в оригинале...
Беременная женщина всегда была окружена на Руси особым почтением. Даже сварливая свекровь и строгий муж в этот период не трогали ее, а отдавали за столом лучший кусок, отстраняли от грязной и тяжелой работы. Какие еще традиции были связаны с рождением детей у наших предков?
В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.
Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово верить в языческие приметы, и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.
Бабушкины суеверия
– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она употребляет в пищу что-то «запретное», например, способное вызвать аллергию. Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.
– Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.
– Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности: есть риск преждевременных родов и осложнений.
– Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.
– Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.
В то же время даже до наших дней дошли очень живучие суеверия, никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?
Иван Грозный и акушерство
В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.
«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта «помощница при родах» еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.
Повивальный институт
Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.
Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.
Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. Пуповину новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.
Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.
Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица».
Не мужское дело
Столь модные сейчас партнерские роды не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.
И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.
...
Как рожали в старину?
...
Посмотреть изображение в оригинале...
С физиологической точки зрения, процесс появления малышей на свет сегодня и сотни лет назад не отличается ничем. Зато меняются способы помощи роженицам, акушерские манипуляции и традиционные представления, связанные с родами.
Сегодня нам кажется привычным и естественным рожать малыша, лежа на спине. А ведь такой способ родов когда-то был всего лишь данью моде, и пришел он в акушерство относительно недавно, с легкой руки «короля-солнца» Людовика XIV.
Надо сказать, во Франции в те времена рожали практически так же, как сейчас рожает Европа: на специальном кресле с отверстием в сиденье – так, чтобы тело роженицы располагалось практически вертикально. Акушерка при этом принимала малыша, сидя на низкой скамеечке или стоя на коленях. Но однажды Людовик пожелал увидеть, как будет рожать его любовница, а так как – не королевское это дело – на коленках стоять, женщину уложили на спину. После этого вся французская знать немедленно возжелала разрешаться от бремени, исключительно как королевская любовница, лежа на спине.
Это желание знатных дам поддержали и врачи. Проводить всевозможные медицинские манипуляции, когда роженица лежит, намного проще, а то, что поза на спине нефизиологична и значительно затягивает роды, их тогда не волновало. В течение последующих трех столетий французская мода безоговорочно правила бал во всем европейском акушерстве. Лишь к концу ХХ века началось возвращение к истокам: к рациональным и физиологически обоснованным вертикальным родам.
Кстати, вертикально, а точнее – стоя, сидя на корточках или на специальном стуле, рожали и в других странах: в Индии, странах Азии, Америке до прихода европейских колонизаторов.
Волшебные травы
Наши прапрабабушки слыхом не слыхивали об эпидуральной анестезии, но облегчать боль во время родов тоже умели. Так, в древности для этого использовались как специальные благовония, которыми окуривали рожающую женщину, а также ритуальные песнопения и танцы.
“
Есть примета, что беременным нельзя вязать. Я слышала, что она идет из древних времен, когда информацию передавали с помощью узелкового письма и орнаментов. Тогда беременным запрещалось вязать, чтобы они случайно какой-нибудь гадости будущему ребенку не навязали. Я в обе беременности вязала и вышивала, успешно родила. O Б
Пользователь «Дети Mail.Ru»
Кстати, эти песнопения не только помогали женщине войти в транс и не ощущать дискомфорта во время родов, но и служили своеобразной дыхательной гимнастикой, заставляющей роженицу правильно, ритмично и глубоко дышать.
Травы использовали и для изгнания плода, и для остановки послеродового кровотечения, и даже... как тест на беременность. В Древнем Египте молоко матери, недавно родившей малыша, смешивали с соком особой травы и давали выпить женщине. Если она была беременна, у нее к этой микстуре возникало сильнейшее отвращение.
Операции по старинке
Считается, что первые попытки кесарева сечения относятся к ХVII веку. Однако, судя по ряду археологических находок, а также по изучению жизни африканских племен, близких к первобытным, эта операция проводилась и в древние времена – причем, скорее всего, успешно.
В Древней Греции акушерки умели проводить и аборты. Для эллинов это не считалось грехом, так как греки были уверены, что плод на ранних сроках своего развития ещё не наделен душой. У греков существовал и необычный способ определения пола будущего ребенка: по тому, куда «смотрят» соски беременной женщины. Если они были направлены вверх – ожидался мальчик, если вниз – девочка.
От одной повитухи к другой в старину передавалась информация об акушерских пособиях – ручных приемах, которые позволяли облегчить выход малыша на свет. Так называемый акушерский поворот – разворот лежащего поперек ребеночка за ножку во время родов – с успехом проводился еще в Древней Индии. Еще в XVI столетии были изобретены и акушерские щипцы. Они применялись до конца ХХ века (а кое-где применяются и сегодня), но, к счастью, недавно все-таки были запрещены окончательно. Уж слишком травматичным для малышей было их применение, а в наши дни, с развитием хирургического акушерства, они тем более неприемлемы.
Роды на Руси
Наши предки окружали роды множеством примет и обычаев. Так, роженице расплетали косы и развязывали все узлы на одежде, символически помогая ей разрешиться от бремени. Пока у женщины продолжались схватки, в ее доме открывали сундуки, а если время года позволяло – то двери и окна.
“
Я не суеверна абсолютно. А если бы вдруг что-то случилось, не дай Бог, не о потраченных на коляску деньгах грустила бы. После родов последнее, чем хочется заниматься, это покупками! Маша Иванченко
Пользователь «Дети Mail.Ru»
Присутсвие супруга при родах приветствовалось: он помогал повитухе, придерживал жену, давал ей попить, мог и упереться ей в спину коленом особым образом: так, чтобы облегчить родовые боли. В некоторых местностях было принято и более «активное» участие мужа: ему было положено стонать и охать в унисон с женой.
Официально упорядочить работу повитух первым постарался Петр I. Он же, кстати, запретил повитухам убивать малышей, родившихся с уродствами, что в допетровские времена было на Руси таким же обычным делом, как и в Древней Спарте.
Отголоски старинных русских примет, связанных с беременностью и родами, сохранились до наших дней. Например, считается, что беременной нельзя вязать, чтобы не вызвать у малыша обвития пуповиной. А добрая половина наших соотечественниц боится покупать детские вещи до рождения крохи. Конечно, никаких объективных предпосылок к этому нет: например, в Европе молодые мамы, наоборот, очень любят вязание, которое успокаивает нервы и поднимает настроение – разумеется, поголовных обвитий пуповиной это не вызывает. Впрочем, верить в приметы или нет, каждая будущая мама решает сама. Главное – в течение всех 9-ти месяцев сохранять свое душевное равновесие и с радостью ожидать малыша.
...