Помните рекламу, где Паша стирает брюки дорогим порошком, а Саша — дешевым? Если верить рекламе, брюки обоих отстирались одинаково. У всех у нас есть друг, который женился и обрел репутацию несчастнейшего человека и такой же, который никогда не связывал себя узами Гименея, но счастливее от этого не стал. «А если не видно разницы, зачем платить больше?»
Именно так рассуждают те, кто выбрал для себя «свободу», то есть вечное одиночество. Речь идет как о мужчинах, так и о женщинах. Разумеется, у таких людей, как правило, бывают отношения с противоположным полом, но все они кратковременны и заканчиваются ничем.
Часто такие люди вроде бы и хотят создать долговременные отношения и даже семью, но или у них ничего не получается или они и вовсе оставляют попытки сделать это. Иногда, конечно, человек даже сам себя убеждает в том, что такие проблемы, как «сопливые дети» или «жена со скалкой»/«муж-пьяница» ему не нужны и сознательно отказывается от серьезных отношений.
Мотивом такого решения, как правило, является желание избежать множества проблем и страданий, связанных с близкими и долговременными отношениями. Не нужно ограничивать себя в чем-либо, никто не погонит вас спать в три часа ночи, когда вы заняты увлекательной компьютерной игрой, никто слова не скажет, если вы завалились домой под утро в состоянии измененного сознания, детский плач не будет мешать спать по ночам, а любимая теща или свекровь не испортят долгожданные выходные.
Часто одинокие люди даже гордятся этим — мужчины очень любят разговоры про свободу, а женщины про свою независимость. По мнению знаменитого американского психолога, одной из ключевых фигур неофрейдизма Карен Хорни, на самом деле такая жизненная стратегия связана ни с чем иным, как так называемой базальной тревогой. Как ни парадоксально, но при этом, даже не так важно, сколько у человека было неудачных попыток, которые приводили к несчастным отношениям или к разрыву (хотя, конечно, они тоже могли наложить свой отпечаток на осознанное или не осознаваемое решение человека стать одиноким, но — вопреки мнению большинства — далеко не всегда ключевое).
Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества. Часто она бывает неосознанной или осознаваемой лишь частично. Причины этой тревоги кроются в глубоком детстве человека, в его взаимоотношениях с родителями. Это означает, что семья такого человека не удовлетворяла потребностей ребенка, прежде всего, в любви и ощущении безопасности по отношению к окружающему миру.
Если ребенок формирует ощущение того, что мир небезопасен, а он в этом мире довольно беспомощное существо, у него, по мнению Карен Хорни, формируются невротические потребности. По сути, такие потребности есть абсолютно у всех людей, но только в случае их невротического характера, человек превращает их (часть из них, или одну) удовлетворение в способ жизни. Так, избыточная потребность в независимости и самодостаточности может сказаться тем, что человек будет избегать всяческих близких и долговременных отношений (в том числе, семейных), которые предполагают взятие на себя каких-либо обязательств.
Похожего мнения придерживаются и многие другие видные психологи и психоаналитики, например, известный венгро-австрийский психотерапевт Микаэл Балинт, который выделял так называемую филобатическую и окнофилическую картину мира у разных людей. В основе той и другой лежит то, что он назвал базисным дефектом (если говорить упрощенно, это нечто вроде того, о чем говорит и Карен Хорни — нехватка любви в детстве, неправильное удовлетворение потребностей ребенка. На это могут повлиять даже такие, казалось бы, ерундовые вещи, как кормление по часам, слишком резкая отмена грудного вскармливания, слишком продолжительное — более 6 месяцев — или слишком непродолжительное кормление грудью и т. д.)
По определению Балинта, базисный дефект возникает как следствие расхождения между необходимым ребенку количеством любви, тепла и заботы и тем количеством, которое мать реально могла ему дать). Базисный дефект, по мнению Балинта, причина всех патологий, при этом он есть у каждого, так как ни у кого из нас детство не было безоблачным. Разница лишь в степени преобладания этого дефекта. Базисный дефект причина того, что у одних людей картина мира становится окнофилической — то есть это те люди, которые буквально липнут к другим, стремятся к ним, как к ощущению безопасности и любви, а у других — филобатической, где человек «любит» лишь ту часть мира, в которой нет других людей. Людей он неосознанно опасается как тех, кто может причинить зло, неудобство, проблемы (не покормить, не долюбить, бросить, как когда-то мать) и т. д.
И у того, и другого может быть совершенно одинаковая «степень» базисного дефекта, а вот последствия могут оказаться совершенно противоположными — один будет навязчиво стремиться к отношениям, прощая все и хватаясь за последнюю ниточку, лишь бы не разорвать их. А другой — будет столь же навязчиво (как правило, под самыми разными предлогами, прежде всего, для себя самого) этих отношений избегать. Стоит ли говорить, что все это происходит почти неосознанно и для того, чтобы что-то изменить — понадобятся годы психотерапии.
http://naked-science.ru/article/psy/pochemu-lyudi-byvayut-odinoki
Ваше поведение расскажет о ваших глубинных потребностях
В прошлый раз мы рассказывали лишь об одной невротической потребности, выделяемой Карен Хорни — о потребности в самодостаточности и независимости, которая компенсируется как вечное одиночество и нежелание заводить семью. Сегодня мы расскажем об остальных девяти невротических потребностях.
Невротические потребности, как мы уже говорили, формируются в том случае, если в детстве у человека были неудовлетворительные отношения с родителями. У ребенка были фрустрированы (не удовлетворены) потребности в любви и заботе. В итоге сформировалась базальная тревога и недоверие по отношению к окружающему миру. Не осознаваемая или осознаваемая лишь частично базальная тревога приводит к тому, что у человека появляются невротические потребности — разные защитные стратегии, которые формируются в качестве адаптации по отношению к окружающему враждебному миру.
1. Потребность в любви и одобрении. Проявляется в стремлении быть любимым, быть объектом восхищения окружающих. У такого человека повышена чувствительность к критике, он болезненно переживает отвержение и недружелюбие по отношению к себе.
2. Потребность в руководящем, доминирующем партнере. Человек, у которого есть такая потребность, чрезмерно зависим от других, боится получить отказ, остаться в одиночестве. Он переоценивает возможность любви, как чувства, поскольку убежден, что любовь способна решить все проблемы.
3. Потребность в четких ограничениях. Имеющий подобную невротическую потребность человек, предпочитает жизненный стиль, в котором наиважнейшее значение имеют ограничения и правила, установленный порядок. Он нетребователен и привык довольствоваться малым.
4. Потребность во власти. Стремиться доминировать над всем и вся, власть для него выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо. Такой человек презирает слабость.
5. Потребность в эксплуатировании других. Подобная потребность, как и водится, компенсируется своей противоположности — человек сам стремится эксплуатировать и использовать других. Он также боится выглядеть глупым в глазах окружающих, но сделать что-либо для того, чтобы изменить эту ситуацию не желает.
6. Потребность в общественном признании. Разумеется, здесь главным стилем жизни будет желание быть объектом восхищения в глазах окружающих. Представление о себе у таких людей основано на том статусе, и том месте, которое они занимают в обществе.
7. Потребность в восхищении собой. Стремиться создать приукрашенный образ самого себя, преподнести себя как человека, не имеющего недостатков и ограничений в чем-либо. Эти людям, как воздух, нужны комплименты и лесть.
8. Потребность в честолюбии. Перфекционистская потребность, которая выражается в том, чтобы непременно стать самым лучшим (например, синдром отличника/отличницы), не обращая внимания на последствия (скажем, 25-ти пластических операций), страх или неудачи.
9. В безупречности. Потребность, которая похожа на многие предыдущие. Акцент здесь расставлен на том, чтобы быть безупречным в моральном плане — такой человек стремиться и даже временами в тайне думает о себе как об очень хорошем, прямо-таки безгрешном человеке. Либо наоборот терзается невыносимым чувством вины по различным пустякам (чувство вины на самом деле — есть ничто иное, как тайное желание быть хорошим, не допускать в себе «злых» помыслов или поступков). Такой человек всячески поддерживает впечатление своего совершенства и добродетели.
http://naked-science.ru/article/psy/vashe-povedenie-rasskazhet-o-v
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ