Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал обращение, призывающее полностью запретить аборты в России. Как сообщает пресс-служба патриарха, в документе, который был согласован с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, признаётся "за зачатым ребёнком статус человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом".
Обращение также призывает запретить хирургическое и медикаментозное прерывание беременности, противозачаточные средства с абортивным действием.
Кроме того, в тексте отмечается необходимость оказания материальной помощи беременным женщинам и семьям с детьми на уровне не менее прожиточного минимума.
Подписи под обращением собирают участники Общероссийского общественного движения "За жизнь" и движения "Православные добровольцы".
Религия vs аборты: духовные лидеры России и чиновники вступили в дискуссию
Подписание патриархом Кириллом антиабортной петиции к президенту вызвало, как заявил сегодня пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, мощную общественную дискуссию. Свои "за" и "против" озвучили и лидеры других религиозных организаций, и представители высших государственных инстанций.
Началось всё с публикации в "Фейсбуке" руководителя движения "За жизнь" Сергея Чеснокова, ранее в 2010—2013 годах возглавлявшего направление защиты материнства в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.
Позже, впрочем, пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков счёл нужным специально уточнить журналистам, под чем именно подписался патриарх.
— Это обращение не о запрете, а обращение о выводе абортов из системы ОМС, — заявил Волков агентству "Москва". — В этой позиции Церкви нет ничего нового. Она была и осталась неизменной. Но, поскольку идёт сбор подписей, патриарх, чтобы привлечь внимание к проблеме, как и другие люди, подписал этот документ. О полном запрете абортов пока речи не идёт.
Между тем ещё до уточнений Волкова в поддержку запрета абортов зазвучали голоса и из других крупных религиозных организаций страны.
— Мы тоже так же считаем. Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил, — сообщил РИА "Новости" верховный муфтий России Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.
Таджуддин сказал, что без сомнения готов поставить подпись под таким же обращением, отметив, что по нормам ислама допускается прерывание беременности только по медицинским показателям.
— Мы внимательно изучим документ, обсудив его, и будем ставить этот вопрос, чтобы и наши верующие также поддерживали это обращение, потому что это вопрос, который касается всех нас, — заявил ТАСС первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
В принципе согласился с такой идеей глава Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) и сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России, член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский, при этом высказавший сомнения о том, как можно реализовать это в законодательной плоскости.
— Мы живём в светском государстве, где есть определённые сложившиеся реалии, —отметил епископ в интервью радио "Говорит Москва". — Наверное, как-то законодатели будут подходить к этому рассмотрению с учётом факторов, что наше государство всё-таки светское. Но, наверное, какие-то внесения изменений в подход к этой проблеме будут сделаны.
В свою очередь главный раввин России по версии Федерации еврейских общин России Берл Лазар в комментарии ТАСС обратил внимание на другой аспект проблемы.
— Прежде всего необходима огромная воспитательная работа, — считает Лазар. — Одними запретами тут проблему не решить. Если что-то людям не позволяется, а они не понимают почему, у них возникнет соблазн обойти запрет или даже, не дай бог, сделать назло. Надо добиться того, чтобы люди сами себе запрещали неправильные действия, а для этого они должны осознать, почему именно нельзя убивать плод.
При этом главный раввин России подчеркнул, что нынешняя ситуация, когда едва не каждая третья беременность кончается абортом, совершенно неправильная и с этим надо что-то делать.
— Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию. При этом, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода, — сформулировала ТАСС свою позицию детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Она перечислила существующие достижения в этой сфере. "Приняты поправки в федеральный закон "Об основах охраны здоровья в РФ", следом вышли рекомендации Минздрава по работе с беременными женщинами, что дало положительный результат. В стране открыто порядка 900 специальных консультативных кабинетов. Только за прошлый год более 266,5 тысячи женщин обратились за консультацией и помощью, и 67 тысяч удалось отговорить делать аборт. Теперь можно говорить об успешной практике в России по профилактике абортов".
— Эту работу следует продолжить, сделав основной упор на защите традиционных семейных ценностей, поддержке материнства, семей с детьми, на помощи молодым семьям, совершенствовании программ воспитания подрастающего поколения и развитии общественных инициатив в этой сфере, — резюмировала Кузнецова.
Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) в комментарии РИА "Новости" заявил, что, "разделяя обеспокоенность предстоятеля РПЦ... одновременно с этим мы должны смотреть на реальную обстановку в обществе и понимать, что, если аборты будут запрещены, это приведёт к росту криминальных абортов, в том числе на дому или в различных подпольных заведениях.
Сегодня его поддержал и лидер партии.
— ЛДПР не будет голосовать за запрет абортов, — заявил Владимир Жириновский. — Мы будем категорически против этого закона, мы не поддержим.
Схожую с Ниловым позицию сегодня заняла министр здравоохранения Вероника Скворцова, отметившая ТАСС, что её ведомство, "так же как и Русская православная церковь и большое количество общественных организаций, против абортов". Но не всё так просто, как кажется.
— Есть определённые нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для тех лиц, которые имеют низкий достаток, для несовершеннолетних, девочек, у которых случается такая ситуация, — считает Скворцова. — Наша задача, чтобы введение каких-то ограничений не приводило к увеличению материнской и младенческой смертности, не приводило к увеличению числа криминальных абортов.
В том же ключе сегодня на правительственном часу в Совете Федерации ответила на вопрос по поводу абортов вице-премьер правительства Ольга Голодец.
— Конечно, снижение числа абортов — это огромный плюс для нашей демографии, но это решение должно быть взвешенным, обоснованным и не должно привести за собой серьёзных последствий, — ответила сенаторам вице-премьер.
По словам Дмитрия Пескова, "Кремль не принимает участия в этой дискуссии".
"И осквернилась кровью земля": как связаны аборты и возврат в Средневековье
Начатая в верхах общественная дискуссия по поводу антиабортной инициативы РПЦ (уточним момент, который многие упорно забывают, — речь идёт о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования) быстро перекинулась в Интернет. Чего только вчера не писали об этом в соцсетях! Возвращение в Средневековье, перспектива введения тотального контроля за сексуальной жизнью россиян, православная инквизиция и ещё очень много-много ада.
Пробудились и последовательницы Pussy Riot, в любой ситуации бегущие к храму Христа Спасителя. Девушка похожа на ставшую уже мемом демонстрантку с Майдана с плакатом про кружевные трусики — правда, с победой такового она получила развал экономики, расстрелянные города в Донбассе и бойцов батальона МВД "Торнадо", делившихся друг с другом в промежутках между пытками заложников фотографиями изнасилованных ими детей.
Но ближе к теме. Увы, представления многих наших сограждан о Средневековье ограничены фильмами в духе "Монти Пайтон" с процессиями одетых в чёрные рясы инквизиторов. Реальная же история человеческой дикости, закончившаяся в Европе около тысячи лет назад (а кое-где и гораздо позже), куда мрачней, но совсем другая.
Первобытное сознание не имело представления о человеческой индивидуальности (поглощённой коллективной идентичностью), как следствие — и о ценности жизни конкретного человека. Таковая могла быть отнята максимально утилитарно.
В старых сказках самых разных народов (наиболее известна опубликованная в XIX веке братьями Гримм немецкая "Гензель и Гретель") есть общий сюжет: "когда в семье наступил голод, отец взял детей и отвёз их в глухой лес". Красивый эвфемизм, означающий, что он убил их (либо сам, либо предоставив сделать это диким зверям). Есть указания на подобную практику и во вполне историческом скандинавском обществе в период язычества.
— Новорождённого приносили отцу, и он решал, оставить ребёнка в семье или нет. Если он не считал это возможным вследствие своей бедности, физических недостатков или слабости ребёнка, младенца относили в лес или пустынную местность и оставляли на произвол судьбы, — писал авторитетнейший российский скандинавист Арон Гуревич.
Всё это весьма мало отличается от логики людей, защищающих ныне "право женщины полностью распоряжаться своим ребёнком" и, например, убить его "при сложной экономической или личной ситуации". Хотя бы уже рождённых детей не призывают убивать из-за этого, хотя логика "экономических доводов" или "права женщины на ребёнка" совпадает и там, и там.
Но и такой прогресс пришёл к нам не сразу и не сам. Вполне нормальным когда-то было и принесение детей (часто и своими же родителями) в жертву языческим богам. Такие примеры известны из истории Древней Греции, Карфагена (где их сжигали в жертвенных печах), древних германцев и кельтов (где жертв топили в болотах или вешали в священных рощах) и т.д.
Так было и на Руси в 980-е годы, накануне принятия христианства.
— Стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь, — сообщает "Повесть временных лет". — И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.
В 983 году произошёл выразительный эпизод.
— И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам", — говорит летописец. — Был тогда варяг один... Пришёл тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру... Посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесём же жертву богам".
Отец отказался отдавать сына в жертву, в итоге оба они были убиты язычниками. В житии епископа Леонтия Ростовского (убит в 1077 году), входящем в "Киево-Печерский патерик" (XII век), сказано, что "его после многих мучений убили неверные, — это третий гражданин Русского мира, с теми двумя варягами увенчанный от Христа, ради которого пострадал".
То есть Русский мир, об идеологии которого так много сейчас говорят, начинался тысячу лет назад с протеста против узаконенного тогдашним обществом детоубийства. Да, "мракобесное христианство" с заповедью "Не убивай" и идеей величайшей ценности человеческой личности даже в сравнении со всем миром искоренило этот обычай и на Руси, и в Европе, и в прочих странах, где смогло победить.
А ведь перспективы-то были весьма впечатляющие. Например, в Америку христианство попало лишь в XVI веке с конкистадорами, а до этого ацтеки, майя и инки достигли там немалых успехов.
— Главный храм Уицилопочтли окружали поднимающиеся вверх сорок более мелких теокалли и святилищ, — описывает историк Льюис Спенс столицу империи ацтеков (современная Мексика). — В Цомпантли ("пирамида из черепов") были собраны наводящие ужас останки бесчисленных жертв, принесённых неумолимому ацтекскому богу войны, и в этом ужасном сооружении испанские завоеватели насчитали не менее 136 тысяч человеческих черепов.
Впрочем, по числу абортированных детей Штаты или Россия давно перещеголяли многовековые достижения средневековых язычников. Счёт идёт на миллионы и миллионы жизней в год.
Чем принципиально отличаются хирургическая операция по абортированию ребёнка и вырывание ацтекскими жрецами сердца из груди жертвы? Согласен, крови меньше, больше стерильности, да и инструменты уже не каменные, а из нержавеющей стали. Но суть неумолимо совпадает...
Возразят, что ребёнок-то ещё не вышел из утробы матери, так что этот вполне сформировавшийся организм не человек. Но по такой логике и подключённый к аппарату искусственного жизнеобеспечения человек тоже не личность и врач может его убить по своему желанию.
Происходивший в 1930-е годы нацистской Германии отказ от "устаревшего и слабого христианства" среди прочего логично привёл к возрождению убийств "неполноценных". Как установил Нюрнбергский процесс, в 1940—1941 годах в Третьем рейхе были убиты не менее 70 тысяч душевнобольных пациентов и прочих "отбракованных" новой властью людей. Причём для их уничтожения впервые были опробованы газовые камеры, в которых затем начнут убивать евреев и советских граждан на оккупированных территориях.
Эта вакханалия убийств была остановлена лишь из-за публичных протестов католического епископа Клеменса фон Галена, прозванного в народе за своё бесстрашие Мюнстерским Львом.
Впрочем, ближе к концу ХХ века "прогрессивная общественность" вновь добилась легализации в Европе практиковавшегося нацистами убийства больных (эвтаназия), хотя пока и не поставленного на поток. Интересно, что та же западная публика заклинает всех, что нельзя оставаться безучастными к убийству китов, или гренландских тюленей, или пушных животных для изготовления шуб. Ведь кровь льётся!..
А вот убивать собственных детей, утверждает общественность, запрещать недопустимо. Допустимо (чтоб зря не пропадали) и человеческие эмбрионы пускать на производство стволовых клеток (был в совсем недавнее время такой громкий скандал в США).
Всё, как в своё время заметил устами одного из своих героев про "современное мышление" Гилберт Кит Честертон, "из двух последних ваших друзей, обладавших современным умом, один считал, что нельзя есть рыбу, а другой — что следует есть людей".
Государство решит за тебя. Философ о культуре запретов в России
Философ и социолог Александр Ганин считает, что вопрос о выведении абортов из системы ОМС — это лишь частный пример общего тренда на развитие системы ограничений в России.
Полную версию беседы Лайфа с Александром Ганиным слушайте в аудиозаписи.
Е. АРТАМОНОВА: Сегодня у нас в эфире Александр Ганин, социолог, старший преподаватель МГТУ имени Баумана. Александр, здравствуйте.
А. ГАНИН: Здравствуйте.
Е.А.: Постараемся сквозь призму социологии разобраться в каких-то современных закономерностях развития нашего общества. Почему те или иные проблемы нас интересуют, почему те или иные события происходят. И начнём мы, наверное, с самой громкой темы этого дня — это аборты. Сегодня все обсуждают тему абортов, возможный полный запрет абортов или выведение из системы ОМС. Какой расклад сил получается? Церковь и некоторые общественники за ограничение или запрет абортов, другая часть общества и врачебное сообщество против, говорят, всё это выйдет на чёрный рынок, и станет только хуже. Кроме того, сегодня правительство поддержало запрет бэби-боксов. В этом вопросе общество также делится 50 на 50. Почему это происходит? Почему эта тема всплывает именно сейчас, сегодня, Александр?
А.Г.: Исходя из социологической трактовки, здесь есть довольно серьёзная проблема с российским обществом — это, конечно, общий тренд на культуру запретов. В первую очередь, большинство событий современной российской политической жизни, конечно, сопряжено с идеей запретить, ограничить, не допустить и так далее. Это первый вопрос. И второй вопрос по поводу абортов и по поводу бэби-боксов.
"Мне кажется, что здесь всему российскому обществу необходимо ответить на принципиально важный вопрос: человеческая жизнь в современной России, в современном российском обществе — она вообще кому принадлежит?"
— Александр Ганин
Самому человеку, обществу или государству? И это будет уже немножко другой ответ. Или может быть, Богу, или по-ленински — партии, авангарду, пролетариату. Такой ответ, наверное, тоже может быть. Вопрос заключается в том, может ли сам человек принимать решение относительно собственной судьбы, собственного тела, собственной жизни, собственной души, собственного разума. Или за него это решение должна принять общественность, какие-то государственные структуры, может быть, какие-то общественные организации. Это, на мой взгляд, принципиально важный вопрос, потому что здесь довольно много путаниц. Этот спор по поводу того, разрешить аборты или запретить аборты — это вопрос всё ж таки, на мой взгляд, по поводу свободы личности. Мы с вами можем принимать решения относительно собственного тела и собственной жизни или не можем? И это вопрос, на который можно по-разному ответить, и от ответа многое зависит.
Е.А.: Так многие и отвечают по-разному. Получается, что если сейчас половина общества хочет решить это за нас, то это какой-то возврат к Советскому Союзу, когда как раз-таки аборты были запрещены и бэби-боксов не было.
А.Г.: Да, вопрос заключается в том, доросли мы уже до определённой стадии, когда человек, например, женщина принимает самостоятельное решение по поводу собственного тела, собственного организма, или нет. Если женщина лишена такого права, то мы действительно можем распоряжаться в том числе её телом, запрещать аборт и так далее. На мой взгляд, это в первую очередь вопрос о правах человека. Здесь можно отметить ещё статистический аспект. Конечно же, запрет на аборты не решает этой проблемы. Показывает статистика нам с вами, что в странах, где аборты запрещены, они проводятся, но проводятся, конечно, из-под полы, на чёрном рынке, нелегально. И скорее всего, это приводит к большему количеству проблем.
"Искоренить проблему абортов запретом абортов не получится"
— Александр Ганин
И это как раз то, с чего я начал, — культура запретов. На мой взгляд, она не очень функциональна.
Е.А.: А эта культура запретов изначально в менталитете русского человека? Или она когда-то появилась? Может быть, это как раз-таки с советским строем связано?
А.Г.: Я думаю, что нет такой характеристики в менталитете русского человека, хотя тут отдельный вопрос, что такое менталитет русского человека.
Е.А.: И есть ли он.
А.Г.: Да, есть ли он. Но если верить как раз одному из наиболее известных отечественных философов, а именно Николаю Александровичу Бердяеву, то он говорил о том, что как раз русский человек антиномичен, то есть двойственен, потому что он стремится и к свободе разгульной. Не случайно всё-таки у нас классики анархизма: и Бакунин, и Кропоткин.
"Русский человек стремится к свободе. И в то же время, наоборот, мы стремимся к подчинению"
— Александр Ганин
Такая двойственность. Может быть, как раз здесь Николай Александрович пророчески видел эту проблему, что мы как бы мечемся между двумя этими крайностями, этими вариантами. Всё-таки к свободе всеобщей, тотальной, или наоборот, к подчинению, подчинению какой-то необходимости — здесь проблема. Обратной статистики нет по поводу как раз бэби-боксов. Есть ли зависимость между наличием бэби-боксов и увеличением количества детей, которых сдают? Такой статистики нет. Но, как правило, статистика говорит нам с вами о том, что аборты в тех странах, где они запрещены, всё равно проводятся, то есть они не исчезают.
Е.А.: Многие общественники говорят, что для того, чтобы убрать бэби-боксы, чтобы отменить все аборты, нужно создать идеальные условия для того, чтобы и общество было готово, и все обстоятельства сошлись, чтобы женщина просто не несла туда ребёнка. Такое вообще возможно? Чтобы общество было готово, чтобы всё было идеально.
А.Г.: Здесь, конечно, возникает вопрос: кто будет нести издержки? В том числе экономические, социальные, политические? Необходимо тогда обустроить таким образом российское общество, чтобы люди, по всей вероятности, отказались от самой идеи сдать ребёнка в этот самый бэби-бокс. Можно ли этого добиться экономически? Хороший вопрос. Кто возьмёт издержки поддержания этих молодых семей, например? Кто будет оплачивать, обеспечивать по крайней мере минимальный прожиточный минимум для матерей? Какую-то гарантию социальную, может быть, предоставят. Кто возьмёт на себя ответственность?
Е.А.: Никто не хочет.
А.Г.: Леса рук нет, как в школе говорят.
Е.А.: Пусть какой-нибудь дядя ответит. Понятно. А если сравнивать семейные ценности и отношение к ним в России и в Европе или в других странах, мы как-то трепетнее к этому всему относимся? Чтобы кто-то отвечал за нас, чтобы была большая семья, глава, отец.
А.Г.: Я бы этот вопрос, эту проблему разделил на две части. Первый вопрос — это вообще вопрос рождаемости. С точки зрения рождаемости у нас вполне западноевропейские показатели, то есть российское общество является в этом плане вполне западноевропейским по показателям рождаемости. У нас основная проблема демографическая — это смертность вообще-то, это не вопрос того, разрешить аборты или запрещать аборты.
"Самый главный вопрос – это смертность, это другая составляющая демографической политики"
— Александр Ганин
Е.А.: И это уровень жизни.
А.Г.: И уровень жизни, безусловно, причём не только экономический, но и ощущение комфорта, то есть не совсем материальные характеристики. С другой стороны, по поводу отношения к семье. Конечно, принято считать, что российское общество, российская культура патерналистская, то есть мы, конечно, нацелены на семью и на определённую патриархальность, если можно так сказать, патриархальность культуры. Но в этом, как известно, есть свой плюс и свой минус. Плюс заключается в том, что мы рассчитываем, например, на государство, на какую-то социальную помощь — то есть патернализм в области помощи от государства.
"А минус заключается в том, что мы перекладываем ответственность на государство и в этом вопросе тоже"
— Александр Ганин
Поэтому здесь говорить о том, что Россия как-то отличается от западных стран в вопросе отношения к семье, я бы не стал, потому что статистика не подтверждает этого. Сказать, что у нас больше рожают, чем в Европе, мы не можем. Сказать, что у нас сильно меньше рожают, чем в Европе, мы тоже не можем. В этом плане мы идём вполне в русле западноевропейских государств, которые как раз пришли к этому состоянию уже, конечно, не расширенной семьи, а ограниченной. Небольшая рождаемость, но зато контроль медицины, контроль над смертностью. Это вполне верный путь для России — сегодняшний по крайней мере. И с этим приходится работать. Я думаю, что здесь особых отличий нет.
Право на жизнь: кого спасёт и кого убьёт запрет на аборты
Общественники Наталья Москвитина и Алёна Попова поспорили о том, что изменится, если аборты будут запрещены.
А. МИТНОВИЦКАЯ: У нас здесь в студии Наталья Москвитина, руководитель международной организации "Женщины за жизнь". Наталья Игоревна, здравствуйте!
Н. МОСКВИТИНА: Да, здравствуйте!
А.М.: Здесь же Алёна Попова, эксперт Общественной палаты, журналист, общественный деятель. Вот теперь вы, собственно, и спорьте, кто у вас за аборты, а кто против.
А.ПОПОВА: Я, например, категорически против запрета абортов. Я считаю, что у женщины есть право выбора, и есть медицинские показания, и вообще, в принципе, моральная возможность решать самой за себя: делать аборт или нет. Как бы кто ни относился к абортам, никто не имеет права говорить женщине, должна она делать аборт или не должна она делать аборт — это её личное нравственное моральное убеждение. Я, когда к вам сюда ехала, читала статистику: так вот, Советский Союз разрешил аборты в 1920 году. В 1936-м по 1955-й аборты опять были запрещены и произошёл резкий взлёт нелегальных абортов.
Я считаю, что аборт — это личное дело каждой женщины. Я не буду ни осуждать, ни одобрять поступки других людей, а могу отвечать только за себя. Я считаю, что у нас здесь нет в студии Иисуса Христа или других святых людей, которые могут нравственно и морально учить других людей, как им жить, особенно женщин.
"Но запрещать аборты — это зло именно потому, что надо опираться просто на статистику. Этот рынок уходит в "серый" сектор, женщины продолжат делать аборты просто нелегально — это будет мясная история абсолютно"
— А. Попова
Смертность постабортированных женщин тоже очень высокая, если они проводятся в антисанитарных условиях — а мы все с вами в 1990-е годы жили и помним по телевидению — я прекрасно помню, передавали эти программы про то, как делают аборты чуть ли не в подвалах.
И. ИЗМАЙЛОВ: Алёна, схематично. Предположим, ввели этот запрет, и дальше мы устанавливаем ответственность для тех, кто всё-таки делает аборты подпольно — оперативное вмешательство в организм другого человека — 50 лет тюрьмы. Это всё равно будет то, о чём вы говорите?
А.П.: Конечно.
И.И.: Вы убеждены?
А.П.: Это как обрезание на Северном Кавказе. Медицинскими ножницами или спицами, как было принято в Советском Союзе — я же вам сейчас не шучу – всё равно это останется. Многие женщины это будут делать.
И.И.: Наталья, те же вопросы.
Н.М.: На самом деле всё в одну кашу. Давайте разберёмся. Вы говорите о том, что ущемляются права женщины, что ей навязывают, но совсем не выведена категория детей. То есть убивают детей, во-первых. То есть права детей ущемлены. Получается, что это такая смертная казнь в утробе матери. В нашей стране смертная казнь запрещена.
"По какому принципу мы имеем право убивать незащищённую категорию граждан, а тем более в утробе матерей? Да и женщина страдает"
— Н. Москвитина
А.М.: Давайте, Алёна будет отвечать сразу на первый ваш выпад, а иначе потом мы забудем, с чего вы начали.
А.П.: Я считаю, что мы не имеем права убивать детей, но только в данном случае вы должны мне, как медик, сказать, когда человек в утробе матери считается человеком? Когда яйцеклетка, совмещённая со сперматозоидом, называется у нас мыслящим существом — ребёнком, как это сказано в Конвенции ООН по защите прав детей? Если вы опираетесь на это, давайте говорить терминами.
Н.М.: Во-первых, Конвенция ООН говорит о том, что жизнь должна быть под защитой с момента зачатия — как до рождения, так и после. Во-вторых, мы опираемся на кафедру эмбриологии МГУ, которая говорит, что жизнь человеческая начинается с момента зачатия. Это уже известные факты с 1990-х годов, и мы уже далеко шагнули от того момента, когда в 1920 году аборты были разрешены, и тогда таких данных не было. Сейчас мы всё-таки на другой ступеньке развития стоим.
А.П.: Я точно вам скажу, что из того, что я прочитала материалы, пока сюда ехала: запрет абортов ведёт к увеличению количества нелегальных абортов, не сокращая при этом общее количество абортов.
Н.М.: Подождите, давайте с понятиями разберёмся: аборт — это зло?
А.П.: Я считаю, что нельзя называть аборт злом или добром. Это каждый делает для себя решение сам.
"Мать имеет право принимать решение: зло для неё делать аборт или не зло"
— А. Попова
Вы и я не Иисус Христос, чтобы сейчас говорить другим женщинам, зло или не зло.
Н.М.: Но я женщина, которая столкнулась с этим три раза. У меня четверо детей. Три раза я столкнулась с направлением на аборт — и поверьте мне, я кое-что в этом соображаю.
И.И.: Вас врач направлял?
Н.М.: Да. Меня направляла врач.
А.М.: А почему? По каким показаниям?
Н.М.: Самые разные показания, но одно могу сказать однозначно, врачи не видят человека в этой системе. Они не видят ни меня, ни моих детей. То есть, в принципе, если некие отклонения на мониторе аппарата УЗИ они видят, то этот человек уже не жилец. А ведь это такой же человек, как и мы с вами.
И.И.: И они сами предлагают пациенту?
Н.М.: Да. Агрессивно настаивают.
А.П.: Подождите секундочку. Я согласна в данном случае с одним утверждением, что наша карательная медицина действительно направляет женщин на аборт, очень часто говоря, что у вас родится ребёнок-даун, не имея под этим оснований. Многие мои друзья с таким же сталкивались.
"Это абсолютно не значит, что надо запрещать аборты. Это значит, что надо улучшать качество медицины"
— А. Попова
Вы спрашиваете меня, если бы я принимала решение — я бы такого решения не приняла, но у меня, как у любого другого человека, есть уважение к другим личностям. Мама принимает решение сама. Никто не вправе ей навязать это.
То, что нас убивает: должно ли государство оплачивать аборты?
В России активно обсуждают петицию об исключении искусственного прерывания беременности из системы ОМС. Лайф выяснил, что примерная стоимость аборта для бюджета страны варьируется от 2,5 тыс. до 3,7 тыс. руб. А оказание подобных услуг в целом обойдётся государству от 2,3 млн до 3,4 млн руб. в год. Мнения политиков о том, должно ли государство брать на себя такое бремя, разделились. Одни считают, что женщины нуждаются в подобной поддержке, другие полагают, что государство посредством финансирования абортов становится причастно к убийству детей.
Недавно СМИ облетела новость о том, что патриарх Кирилл подписал обращение с требованием запретить аборты на территории России. Эксперты и политики тут же принялись высказываться по поводу этой меры.
Однако позже выяснилось, что речь идёт не о полном запрете прерывания беременности, а всего лишь о его выводе из ОМС. Об этом заявил руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков.
Документ подразумевает исключение искусственного прерывания беременности из системы обязательного медицинского страхования. Исключения составят случаи, когда женщине будет показана такая процедура по состоянию здоровья. Пресс-секретарь патриарха подчеркнул, что сейчас идёт сбор подписей за эту инициативу. Патриарх, по его словам, хочет таким способом привлечь внимание к этой проблеме. Сбором подписей занимаются общественные движения "За жизнь" и "Православные добровольцы". Следует подчеркнуть, что о полном запрете абортов речи не идёт.
Как оказалось, в российском обществе вопрос финансирования искусственного прерывания беременности достаточно актуален. Так, петиция, которая требует разрешить оплату государством абортов только по медицинским показаниям, ещё с начала года рассматривается экспертной группой федерального уровня. Инициатива, размещённая на специальном интернет-ресурсе, созданном по указу президента Российской Федерации, "Российской общественной инициативе", набрала 100 192 голоса, что больше предложения "Отменить "закон Яровой". Эти петиции, к слову, стали единственными, которым удалось попасть на рассмотрение.
Что изменится?
Авторы петиции утверждают, что в 97 странах аборты полностью запрещены. В 132 странах запрещены аборты по социальным показаниям. В 98% стран разрешаются аборты, чтобы сохранить жизнь матери, 62% для сохранения физического здоровья женщины, а в 50% для сохранения психического здоровья.
В большинстве стран мира отмечается негативное отношение к абортам. Так, в Ирландии, Иране, Колумбии, ОАЭ, Египте, Венесуэле и ряде других стран такая процедура попала под полный запрет, за исключением случаев, необходимых для спасения жизни женщины.
В Российской Федерации процедура не только является легальной, но и полностью оплачивается государством.
— В бюджете ФОМС на искусственное прерывание беременности планируется порядка 5 млрд руб. в год. Количество "прерываний беременности" в Российской Федерации составляет порядка миллиона абортов в год при показателях рождаемости порядка полутора миллионов в год, — говорится на странице петиции на сайте "Российской общественной инициативы". — По абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям (число абортов на одно рождение, число абортов на одну женщину репродуктивного возраста) находится на первом месте в мире.
При этом только 3% от общего числа абортов составляют аборты по медицинским и социальным показаниям, то есть аборты, проведение которых необходимо в целях сохранения жизни или здоровья женщины, а более чем в 60% случаев на аборт женщин толкают экономические и социальные причины.
Авторы петиции "Оплата государством абортов только по медицинским показаниям" уверены, что мера способна увеличить рождаемость, эффективность расходования бюджетных средств, улучшить моральный климат в обществе, а также повысить степень ответственности населения и оградить женщину от совершения акта насилия над собой.
Сколько денег налогоплательщиков уходит на аборты?
Примерная стоимость аборта согласно тарифному соглашению по обязательному медицинскому страхованию (стоимость варьируется в каждом регионе) на 2016 год для бюджета страны будет составлять от 2,5 тыс. руб (на случай лечения по клинико-статистическим группам в условиях дневного стационара) до 3,7 тыс. руб (в амбулаторных условиях).
Однако, если верить данным Росстата, с каждым годом в России всё меньше женщин, решившихся на аборт.
Так, в 1990 году в нашей стране было проведено 4,1 млн абортов, в 2000-м — 2,1 млн, а в 2010-м — 1,2 млн, в 2014 году этот показатель снизился до 930 тыс. случаев в год.
Таким образом, оказание подобных услуг по полису ОМС обойдётся государству в год от 2,3 млн до 3,4 млн руб. (при сохранении динамики совершения абортов на 2014 год).
Аборты vs. кризис: что снижает рождаемость?
Заведующий сектором Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Владимир Архангельский рассказал Лайфу, что число абортов и уровень рождаемости никак не коррелируют между собой. Следовательно, такая малость, как вывод процедуры из услуг, доступных по полису, вряд ли повлияет на демографию страны.
— Пожалуй, эффект на снижение рождаемости оказывает только постабортное бесплодие, — добавляет специалист, — когда женщина не может зачать ребёнка после такого вмешательства.
Владимир Архангельский проиллюстрировал этот тезис на примере нашей страны. Так, полный запрет абортов в СССР с 1936 по 1955 годы положительным образом не повлиял на уровень рождаемости. Напротив, такая практика послужила причиной обращения населения к альтернативным методам прерывания беременности. Также он привёл в пример мировую практику государств, разрешивших оплату абортов только по медицинским показаниям, и на их примере показал, что это не повышает рождаемость.
— Мировой опыт показывает, что такими ограничениями нельзя добиться повышения демографических показателей. В 60-е годы в Румынии была запрещена эта мера. Никаких плодов она не принесла, однако увеличился показатель младенческой смертности, брошенных детей, — добавил он. — Одной из стран, в которой на сегодняшний день аборты практически запрещены, является Польша. Как ни странно, но рождаемость здесь существенно ниже, чем в России.
По мнению демографа, большее влияние на число родившихся имеют социально-экономические показатели.
— Ни для кого не секрет, что в 90-е годы в России была "демографическая яма". Люди отклады
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ