Зарисовки с натуры. 2.
Прежде чем предложить вниманию читателей описание некоторых ситуаций, предлагаю просмотреть небольшое кино. Действительно небольшое, всего то 10 мин. Режиссер - всем известный Ролан Быков. Старшее поколение френдов (и не только) наверняка помнит его как Кота Базилио из «Буратино», Бармалея из «Айблит 66» и т.д. режиссерских работ у него значительно меньше чем актерских. А данный фильм «Я сюда больше никогда не вернусь» фактически последняя из них. Честно говоря, трудно было представить, что в идеологической реальности СССР , пусть и на грани своего распада, могли появляться такие фильмы, но факт имеет место.
Смотрим.
А теперь несколько зарисовок.
Сломался холодильник. Приглашенный мастер, (парень немного 30+, женат) энергично оперирует на кухне. Даже с интересом понаблюдал некоторое время, люблю смотреть на профессиональную работу, сейчас это редкость. Сосредоточен, собран, лишних движений нет, все практически по секундам. Быстро выявил проблему, предложил решение, получил согласие, приступил к устранению. В ухе блютуз, периодически не прерывая работы отвечает на звонки. Тон деловитый, спокойный, пустого трепа нет, клиенты, партнеры. Пережидая вынужденное безделье, под шум генератора пара, которым размораживают моего кормильца, расслабляюсь и втыкаю в комп. Тут резкий голос с кухни, радикально отличающийся от предыдущего звукового фона выводит меня из транса. На кухне мастер странным плачущим голосом почти кричит и причитает, повторят «ну сколько можно», «ну как же так», «ну что ты делаешь». Настороженно прислушиваюсь, вникаю. Звонит его жена. Оказывается ребенок (около 3) опять упал с качелей. Уточняю, больше для себя. Упал далеко не первый раз. Тетка не работает, уход за ребенком - ее основное занятие, пока муж в мыле гоняет по городу и добывает ресурс для прокорма семьи. В это раз обошлось без травм, но были случаи и похуже. Парень не пытается как-то комментировать ситуацию или жаловаться, но видно, что его просто захлестывают эмоции не лучшего плана, какое то бессилие, злость, может быть даже отчаянье. Зубы сжаты до скрипа. Начинаю переживать за свой холодильник. Не представляю, как можно качественно что-то делать, да и делать вообще в таком состоянии. Не зря переживал, кстати, но это к делу уже не относится. Парниша сделал работу, выписал бумажки на оплату и гарантию, собрался и уехал. На кухне медленно рассевался какой то странный и уже полузабытый мною вязкий невидимый сумрак…
Вышел на пляж. Дни стояли жаркие. Окунуться и поваляться часок перед рабочим днем под утренним солнцем – дело нужное. Совершив омовение, растилаю полотенце и начинаю впитывать полезный и еще не раскаленный солнечный свет всей своей задней поверхностью. Пляж не особо заполнен - будний день. Контингент соответствующий – пенсионеры, работники и работницы вечерней смены, фрилансеры, студенты не нашедшие с вечера дорогу домой. Одна из основных страт этого маленького социума – бабули и мамашки с детьми. Дети плещутся, осваивают главный в жизни навык - строят замки из песка, ловят рыбок подплывающих к берегу, ну и вообще все, что там плавает и не тонет. Периодически раздается усиленный хриплым мегафоном голос спасателя, требующего не трогать буйки. Неподалеку раздается какое то интенсивное шуршание и пыхтение. Выждав корректную паузу, подымаю голову. Взору моему открывается распахнутая в пляжной позе женская промежность. В купальнике, что не может не радовать. Да, в продолжение не короткой линии моего тела, на расстоянии примерно метра, обосновалась молодая мамашка с ребенком. Дитё – сын примерно 4 -5 лет сразу рванул к воде, эта же плюхнулась на спину, подставив солнечным лучам свои рабочие поверхности. Нежданная близость несколько смущает. То, что ось ее тела стала продолжением моей – настораживает. Чувствую некий скрытый символизм. Словно кадр из фильма «День независимости», где над городом зависает инопланетная хрень с непонятными намерениями. Бегло изучаю вновь прибывшую, дабы понять степень угрозы. 25+. Тело демонстрирует остатки природной юношеской привлекательности. Довольно пропорциональное, пока без отложений и складок, но уже провисает то там, то сям. Без следов сознательных физических усилий. На вытянутых в мою сторону ногах самопальный педикюр. Безымянные пальцы обеих рук свободны от колец и их следов. Достав из пляжной торбы телефон и бутылку пива, тело начинает заполнять эфир характерным баботрепом. Не выявив угрозы, возвращаюсь в пляжный транс. Через некоторое время меня вытаскивают оттуда визжащие вскрики. Мамашка ведет «воспитательную работу». Ее сын что- то не так сделал и получает вербальную обратную связь. Его именуют «безруким», «бестолковым», «тупицей» и прочими эпитетами, явно оскорбительными и не соответствующими ситуации. Текст произносится убедительно, с выражением и без капли сомнений. Словно на автомате, как запись в метро. Что совершил малец, понять не удается, да видимо это и не важно. Просто сработал какой-то будильник в голове тетки, и она как робот выдала программу. Далеко не в первый и не в последний раз. Ловлю глаза тетки и посылаю ей взгляд, полный непонимания и негодования. На что мне отвечают кокетливой улыбкой ….
Медленно двигаюсь по двору вдоль на машине. Дом большой, длинный, на дорогу часто выскакивают дети, собаки, выползают уставшие труженики. Есть один особо опасный участок. Небольшой магазин формата «у дома»: хлеб, чипсы, пиво, водка, сникерсы и все такое. Небольшое отдельно стоящее кирпичное здание, позади которого частенько собираются упомянутые труженики, чтобы сообща поразмыслить над актуальными проблемами политики и философии. Выход из магазинчика расположен так, что торопящийся или погруженный в свои мысли покупатель может неожиданно выскочить на проезжую часть. Поэтому двигать в этом месте приходится почти на нулевой скорости. И Вот проползаю этот участок и за углом заведения открывается картина. По направлению к дороге замер стоя мальчонка около 2 лет. По росту и позе видно, что передвигаться самостоятельно на двух ногах, без опоры и родительской руки пока еще не самая сильная его сторона. Испуганно, настороженно, но с любопытством смотрит он на выплывающую из-за угла четырехколесную железяку. Сразу за ним возвышается существо женского пола. Порядка 30+, с фигурой, воплощающей любовь к быстрым углеводам и слабоалкогольным напиткам. Явно родительница. Несмотря на существенное, можно сказать кратное наличие лишнего веса, существо издает звуки и активно двигается. И от движений этих жму на тормоз и впадаю в ступор. Тетка бьет ребенка ногами. Сначала одной, потом другой, потом еще. Как молотят грушу начинающие кикбоксеры – тыйквандисты. По плечам, по ногам. На лице – боевой кураж, глаза пылают праведной яростью вперемешку с радостью. Берсерк, бля, чистая валькирия. Звуковой фон сообщает, что тетка таким образом ведет воспитательную работу, она решила обеспечить безопасность своего ребенка, остановить его опасное движение к проезжей части и сформировать полезный навык. В словах это выражается как «куда поперся», «вот же урод», «стоять скотина». Кратко и ёмко. Заметив внезапно выползшее из - за угла авто и открывающееся в нем окно, существо прекращает махать ногами, отвешивает чаду пару оплеух и расплывается в уже знакомой кокетливой улыбке…
Как то в конце одной статьи на этом ресурсе, встретил утверждение - вывод одного уважаемого автора. Мол, строя свои отношения с женщинами, настоящий мужчина должен исходить из принципа, что ни одной из них он ничего не должен, кроме своей матери. Думаю, этот вопрос стоит того, чтобы исследовать его отдельно и обстоятельно. Что именно должен мужчина своей матери ? Особенно из числа таких, как показаны выше. А таких – большинство. И как возвращать этот долг.
Три примера, три вида насилия над детьми. И не поймешь, какой из них более опасен, какой приведет к более трагичным последствиям. И не факт, что открытое физическое насилие более опасно, нежели постоянные публичные унижения или тайная травля.
Отдельного разговора заслуживают причины такого отношения к детям, причины плотного замалчивания и табуирования этой темы. Да, борьба с «домашним насилием» стоит по приоритетам человечества почти на одном уровне с антитерроризмом. Но под насилием этим, почему то понимается только насилие со стороны мужчины, причем без особого внимания в мотивам его вызвавшим.
Возвращаясь к фильму (его стоит все - таки посмотреть тем, кто прокрутил статью дальше), то это одна из довольно немногочисленных попыток вытащить на свет проблему ненависти матери к своему потомству. В утрированной, доведенной до высокого эмоционального накала форме, но в тоже время смягченной, оформленной как нехарактерное явление для «образа жизни советского человека». Такие попытки обычно сопровождаются если не скандалами, то публичными порицаниями и массированной, негативной критикой. Вспомнить хотя бы уже несоветский пример – фильм «Антихрист» Ларса фон Триера. Но вытаскивать надо. С деградацией института традиционной семьи, перерождением государства и ослаблением роли религиозных организаций, эта проблема становится все острее, и пока эффективных проблем ее решения не видно.